МОУ "СОШ" с. Подъельск
c. Подъельск, Корткеросский район, Республика Коми 
  • Профилактика асоциального поведения

    Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

    Подростковый возраст полон сюрпризов и неожиданностей. Это связано с несовпадением желаний и возможностей: ребенок уже хочет быть взрослым, но еще не имеет для этого ресурса. Нередко бывает, что спокойные дети вдруг начинают совершать асоциальные поступки. Что толкает подростков на такое поведение и как на это реагировать родителям?

    В психологии поведение, при котором игнорируются или нарушаются общепринятые нормы, наносится вред и самому подростку, и обществу, и имуществу, называют асоциальным. Или девиантным. Что же принято считать девиантным поведением?

    Что же принято считать девиантным поведением?

    Что же принято считать девиантным поведением?

    1. Рискованное поведение

    Оно может быть вызвано желанием выделиться, внутрисемейными конфликтами, личными и возрастными особенностями, а также неэффективностью досуговой системы. К рискованному поведению можно отнести:

    • Руфинг – передвижение по высотным точкам зданий
    • Сталкинг – исследование заброшенных или недостроенных зданий
    • Опасное селфи – фото, сделанное с риском для жизни, например, на краю крыши или с огнестрельным оружием в руках
    • Диггерство – исследование подземных коммуникаций
    • Зацепинг – проезд на крыше поезда или между вагонами

    2. Агрессивное поведение

    Стоит отметить, что повышенная агрессивность типична для детского и подросткового возраста. Чаще всего она формируется у детей, имеющих трудности личностного и социального характера. Нередко агрессоры в свое время были жертвами, а сейчас повторяют действия своих обидчиков —получается замкнутый круг. Что считается агрессивным поведением?

    • Драки, удары, шлепки
    • Насмешки
    • Жестокие розыгрыши
    • Коллективное игнорирование
    • Распространение слухов
    • Угрозы

    3. Зависимое поведение

    Зависимостей существует огромное количество, и все они делятся на химические (алкоголь, никотин, наркотики) и процессные (Интернет-зависимость, пищевая зависимость, игровая зависимость).

    Формирование зависимости – процесс, на который влияет множество факторов:

    • семейная ситуация
    • низкая самооценка
    • низкая мотивация к обучению
    • плохие отношения со сверстниками

    4. Суицидальное поведение

    Это одно из проявлений асоциального поведения, которое в современном мире вызывает наибольшие опасения. По данным Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимая группа – подростки и молодежь от 15 до 19 лет. Причиной самоповреждения и суицидального поведения могут быть:

    • любые тяжело переживаемые ситуации для подростков,
    • несчастная любовь,
    • ссора со значимым сверстником или взрослым человеком,
    • случай суицида в окружении (даже если это был солист любимой группы),
    • неуспехи в учебе,
    • конфликты внутри семьи;
    • травля в школе

    5. Делинквентное поведение

    Делинквентное поведение – это смесь всего, перечисленного ранее, с непосредственным нарушением законодательства (речь идет не об уголовной ответственности). Что является делинквентным поведением?

    • Воровство, кражи
    • Мошенничество
    • Вымогательство
    • Вандализм, порча имущества
    • Поджоги
    • Драки
    • Хулиганство
    • Буллинг
    • Жестокое обращение с животными

    6. Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние; к ним относятся табак, алкоголь, наркотики.

    Всё это – крик подростка о помощи. Отклоняющееся от нормы поведение – это всегда признак того, что подросток не справляется самостоятельно с тем, что происходит внутри него.

    Факторы, которые влияют на формирование асоциального поведения, не меняются в зависимости от вида девиации:

    — потребность в общении (а для подросткового возраста интимно-личностное общение со сверстниками – это ведущая деятельность)
    — личностные особенности, например, неадекватно заниженная самооценка или патологическая тяга к риску,
    — неудовлетворенная потребность во внимании и принятии.

    Но в первую очередь, конечно, это семейное неблагополучие, причем совершенно не обязательно в том виде, в котором мы привыкли его себе представлять. Для подростка достаточно отрицательной оценки родителей или непонимания ими его интересов.

    Семейная ситуация всегда очень сильно влияет на формирование отклоняющегося поведения. Главный фактор риска здесь – вседозволенность или, наоборот, слишком строгие ограничения ребенка внутри семьи, непоследовательность родительских требований, насилие в семье (в том числе, эмоциональное). Родитель – главный взрослый в жизни ребенка, авторитет, дающий направление для развития.

    Если родитель видит, что с ребенком что-то происходит, что он «отбился от рук», попал в «плохую компанию» и начал совершать асоциальные поступки, медлить нельзя. Необходимо обращаться за помощью к психологу, чья специальность – работа с подростками. Надо быть готовым к тому, что работа, скорее всего, будет проводиться комплексная – и с ребенком, и с семьей, потому что поведение подростка – это иллюстрация проблем его семьи. Асоциальное поведение ребенка совершенно не значит, что он растет в плохой семье, что родители не выполняют в должной мере свои родительские обязанности, но это показатель того, что нужно что-то изменить.

    Другая причина асоциального поведения подростков – это функциональные и психические расстройства органического происхождения. К органическим расстройствам относятся поражения головного мозга различного генеза. Функциональные расстройства составляют большую часть психических нарушений. Это главным образом расстройства поведения или психических функций, связанные с изменением деятельности нервной  системы; они серьезно затрудняют или делают невозможным адаптацию к социальным нормам. К ним относятся следующие расстройства:

    1. шизофренические;
    2. параноидные;
    3. аффективные (маниакально-депрессивный психоз);
    4. общие депрессивные;
    5. тревожные состояния (фобии, панические расстройства, обсессивно-компульсивные – навязчивое и  непреодолимое желание совершать определенное действие);
    6. деперсонализация – потеря контакта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни как сновидения и формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля;
    7. различные сексуальные девиации.

    Подростки, имеющие те или иные сексуальные нарушения, склонны к сексуальным преступлениям. Установлена связь между сексуальными преступлениями и типом психопатий. Так, у эпилептоидных и шизоидных  психопатов преобладающим сексуальным преступлением является садизм, у истерических психопатов – эксгибиционизм, среди неустойчивых и астенических психопатов – педофилия, кроме того, среди них наблюдаются только групповые изнасилования.

    Среди педагогически запущенных подростков также часто встречаются различные формы девиантного поведения. Противоправное поведение таких подростков часто связано с негативным отношением к социуму, а также с безответственностью и незнанием законов.

    Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» (далее — Центр) является подведомственным учреждением Министерства просвещения Российской Федерации. Пройдя путь реорганизации и преобразований, Центр на протяжении 20 лет ведет свою деятельность, решая научно-методические, информационные, просветительские задачи в сфере сопровождения детей и подростков в образовательной среде.

    Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

    Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

    Деятельность Фонда направлена на создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie